Администратор сайта: Евгений ЕПИШИН
|
European Spatial Development Perspective
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ESDP - (1997-1999)
Политика пространственного развития в целях сбалансированного и устойчивого развития территории ЕС
Что такое ESDP?
Важные политические цели ЕС, такие как создание конкурентоспособных возможностей занятости, обеспечение экономического и социального единства и сохранение природных ресурсов, не могут быть достигнуты отдельно на национальном или на европейском уровне. ESDP является политической структурой, ориентированной на улучшение сотрудничества на разных уровнях: между отдельными региональными политиками сообществ, между государствами-членами ЕС и их областями, регионами и городами. В рамках целостного видения Европейской территории, составленного государствами-членами ЕС и Европейской Комиссией, ESDP ставит цели и определяет выбор политик, которые внесут вклад в устойчивое развитие Европейского Союза. При отсутствии юридических полномочий, ESDP является (консультационной) структурой для планирования и крупномасштабных инвестиции частных и общественных субъектов, принимающих решения на местах. При этом соблюдается принцип субсидиарности, исключающий ущемление их соответствующих полномочий.
ESDP как процесс
ESDP является результатом политического и общественного обсуждения, продолжающегося более пяти лет, в которое вовлечены не только государства-члены ЕС и Европейская Комиссия, но, на ранних стадиях, также и парламенты, регионы, учреждения и группы, ответственные за пространственное развитие. Последние решения по ESDP приняты на неофициальной встрече Министров ЕС, ответственных за Пространственное планирование, 10-11 мая 1999 г. в Потсдаме, и отмечены как важный шаг в процессах европейской интеграции. ESDP отражает желание государств-членов достичь на местах наиболее сбалансированного и устойчивого развития ЕС. Каждая из стран принимает это во внимание и может включить Аспекты Европейского пространственного развития в свою национальную политику. В частности, власти Финляндии представили программу краткосрочного и среднесрочного применения ESDP, которая была подтверждена на неофициальной встрече Министров 4-5 октября 1999 г. в Тампере.
Что означает пространственное развитие на Европейском уровне? Внутренние границы ЕС все более и более теряют свой административный характер, так как Экономический и Денежно-кредитный Союзы вступили в силу. Более интенсивно развиваются отношения и связи между различными городами и областями государств-членов. Несмотря на развитие сотрудничества, многие регионы, города и местные сообщества продолжают конкурировать друг с другом. Также важен тот факт, что не все регионы Европы имеют в настоящее время одинаковые стартовые условия развития. Это затрудняет процессы экономического и социального единения в пределах ЕС.
Проекты, появляющиеся на региональном, национальном или уровне сообществ, и выполненные в отдельной стране могут иметь существенное воздействие на пространственную составляющую и структуру расселения не только на данной территории. В то же самое время, проекты развития отдельных государств-членов не дополняют друг друга, если они не основаны на единых целях и задачах, согласованных совместно через ESDP.
ESDP стремиться последовательно достигать надрегионального сбалансированного пространственного развития территории ЕС и преследует три главных цели:
- укрепление экономического и социального единства;
- сохранение природных ресурсов и культурного наследия;
- обеспечение сбалансированной конкурентоспособности Европейской территории.
ЕС, таким образом, развивается от экономического Союза до Союза окружающей среды к социальному Союзу.
Каковы цели политики и деятельности ESDP?
Экономическая сила ЕС сконцентрирована в настоящее время в основном в области, называемой ⌠большая пятерка■ сформированной городами Лондон, Париж, Mилан, Мюнхен и Гамбург. Другими словами: 50 % среднего валового национального продукта производится лишь на 20% территории ЕС. В то же самое время, имеется очень существенный потенциал развития в больших городах и регионах вне ведущих областей ЕС, что может быть использовано для развития Европы.
ESDP желает изменить эту текущую тенденцию в долгосрочном периоде для достижения более децентрализованного развития, и эта цель определяет выбор соответствующих политик (всего 60), которые должны применяться в пространственно дифференцированной манере, в зависимости от экономической, социальной и экологической ситуации в каждом специфическом случае. Они, например, могут включать:
- укрепление полицентрической и сбалансированной системы столичных областей и городских сетей, в целях улучшения координации структурной политики и политики трансевропейских сетей, также как улучшения связей между международными / национальными и региональными / местными транспортными сетями;
- развитие стратегической роли столичных областей и ⌠городов-ворот■ (города взаимообмена людьми, товарами и информацией с другими континентами, например, морские порты, города с международными аэропортами, международные финансовые центры). Специальное внимание должно быть уделено развитию периферийных областей ЕС;
- содействие различным стратегиям развития сельских районов, привязанных к их специфическим потенциалу и особенностям;
- содействие сотрудничеству между городом и селом с целью укрепления функциональных регионов;
- улучшение координации между политикой пространственного развития и транспортным и телекоммуникационным планированием;
- содействие межнациональному и межрегиональному сотрудничеству в создании объединенных стратегий использования водных ресурсов, особенно в засушливых областях, областях наводнений, а также в прибрежных регионах.
Как должны применяться ESDP?
ESDP содержит конкретные рекомендации, какие виды политик могут быть переведены в действие Сообществом, отдельными государствами-членами, а также городами и регионами.
Это включает:
- систематические и периодические обзоры пространственных воздействий политики Сообщества и создание схемы их дальнейшего развития;
- учреждение постоянной Европейской сети обсерваторий пространственного планирования (ESPON), включающей научно-исследовательские институты государств-членов;
- продолжение проектно-ориентированного межнационального сотрудничества в области пространственного развития в рамках программы Интеррег III;
- совершенствование пограничного сотрудничества, особенно на внешних границах ЕС, и, кроме того, создание общих пространственных концепций, постоянная пограничная координация всех существенных планов и мер на местах, подготовка пограничного регионального планирования и, где необходимо, использование земельного планирования, и создание соответствующего юридического основания на национальном уровне;
- создание таких условий, при которых цели политики
ESDP будут учтены в национальном пространственном планировании, при специфическом понимании этого местными региональными властями и при учете европейских взаимосвязей и поправок;
- укрепление обмена региональными показателями влияний и создание механизма донесения национальных норм до всех государств-членов;
- рассмотрение концепций и проектов, нацеленных на устойчивое пространственное развитие в составлении с существующими региональными и местными Повестками дня-
XXI.
Перспектива - куда мы идем?
Существующая версия документа ESDP уже принята во внимание в части перспектив будущего расширения Европейского Союза. ESDP, таким образом, создает возможности и структуру для близкого сотрудничества в области паневропейского пространственного развития между 15 государствами-членами ЕС, а также 26 странами Совета Европы.
Важным основанием для сотрудничества между Министрами, ответственными за пространственное планирование в ЕС и в других странах являются существующие программы сотрудничества в плане межнационального пространственного развития: программы Интеррег II C для Балтийского региона, и для Центральной Eвропы, Адриатики, Дуная и Юго-восточной Eвропы (CADSES). Регионы и города государств-членов ЕС, и Центрально- и Восточно-европейских стран уже работают над общими проектами, например, в целях развития сетей портов или новых концепций туризма.
Важно также, чтобы другие страны были включены в дальнейшее развитие ESDP.
|