КОМИССИЯ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ

ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ДОКУМЕНТЫ СЕМАТ
Перспективы европейского пространственного развития
Новости Комиссии
ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ
ДОКУМЕНТЫ
КОМИССИИ
Основные принципы пространственнго развития Приволжского федерального округа
Субсидиарность и пространственное развитие
Пространственное развитие и система управления градостроительной деятельностью
Пространственное развитие и транспортная политика округа
Институциональные основы инвестиционной деятельности
ДОКУМЕНТЫ
СЕМАТ
Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента
Перспективы европейского пространственного развития
 

Администратор сайта:
Евгений ЕПИШИН



European Spatial Development Perspective

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ESDP - (1997-1999)

 

Политика пространственного развития в целях сбалансированного и устойчивого развития территории ЕС

Что такое ESDP?

Важные политические цели ЕС, такие как создание конкурентоспособных возможностей занятости, обеспечение экономического и социального единства и сохранение природных ресурсов, не могут быть достигнуты отдельно на национальном или на европейском уровне. ESDP является политической структурой, ориентированной на улучшение сотрудничества на разных уровнях: между отдельными региональными политиками сообществ, между государствами-членами ЕС и их областями, регионами и городами. В рамках целостного видения Европейской территории, составленного государствами-членами ЕС и Европейской Комиссией, ESDP ставит цели и определяет выбор политик, которые внесут вклад в устойчивое развитие Европейского Союза. При отсутствии юридических полномочий, ESDP является (консультационной) структурой для планирования и крупномасштабных инвестиции частных и общественных субъектов, принимающих решения на местах. При этом соблюдается принцип субсидиарности, исключающий ущемление их соответствующих полномочий.

 

ESDP как процесс

ESDP является результатом политического и общественного обсуждения, продолжающегося более пяти лет, в которое вовлечены не только государства-члены ЕС и Европейская Комиссия, но, на ранних стадиях, также и парламенты, регионы, учреждения и группы, ответственные за пространственное развитие. Последние решения по ESDP приняты на неофициальной встрече Министров ЕС, ответственных за Пространственное планирование, 10-11 мая 1999 г. в Потсдаме, и отмечены как важный шаг в процессах европейской интеграции. ESDP отражает желание государств-членов достичь на местах наиболее сбалансированного и устойчивого развития ЕС. Каждая из стран принимает это во внимание и может включить Аспекты Европейского пространственного развития в свою национальную политику. В частности, власти Финляндии представили программу краткосрочного и среднесрочного применения ESDP, которая была подтверждена на неофициальной встрече Министров 4-5 октября 1999 г. в Тампере.

Что означает пространственное развитие на Европейском уровне? Внутренние границы ЕС все более и более теряют свой административный характер, так как Экономический и Денежно-кредитный Союзы вступили в силу. Более интенсивно развиваются отношения и связи между различными городами и областями государств-членов. Несмотря на развитие сотрудничества, многие регионы, города и местные сообщества продолжают конкурировать друг с другом. Также важен тот факт, что не все регионы Европы имеют в настоящее время одинаковые стартовые условия развития. Это затрудняет процессы экономического и социального единения в пределах ЕС.

Проекты, появляющиеся на региональном, национальном или уровне сообществ, и выполненные в отдельной стране могут иметь существенное воздействие на пространственную составляющую и структуру расселения не только на данной территории. В то же самое время, проекты развития отдельных государств-членов не дополняют друг друга, если они не основаны на единых целях и задачах, согласованных совместно через ESDP.

ESDP стремиться последовательно достигать надрегионального сбалансированного пространственного развития территории ЕС и преследует три главных цели:

  • укрепление экономического и социального единства;
  • сохранение природных ресурсов и культурного наследия;
  • обеспечение сбалансированной конкурентоспособности Европейской территории.

ЕС, таким образом, развивается от экономического Союза до Союза окружающей среды к социальному Союзу.

 

Каковы цели политики и деятельности ESDP?

Экономическая сила ЕС сконцентрирована в настоящее время в основном в области, называемой ⌠большая пятерка■ сформированной городами Лондон, Париж, Mилан, Мюнхен и Гамбург. Другими словами: 50 % среднего валового национального продукта производится лишь на 20% территории ЕС. В то же самое время, имеется очень существенный потенциал развития в больших городах и регионах вне ведущих областей ЕС, что может быть использовано для развития Европы.

ESDP желает изменить эту текущую тенденцию в долгосрочном периоде для достижения более децентрализованного развития, и эта цель определяет выбор соответствующих политик (всего 60), которые должны применяться в пространственно дифференцированной манере, в зависимости от экономической, социальной и экологической ситуации в каждом специфическом случае. Они, например, могут включать:

  • укрепление полицентрической и сбалансированной системы столичных областей и городских сетей, в целях улучшения координации структурной политики и политики трансевропейских сетей, также как улучшения связей между международными / национальными и региональными / местными транспортными сетями;
  • развитие стратегической роли столичных областей и ⌠городов-ворот■ (города взаимообмена людьми, товарами и информацией с другими континентами, например, морские порты, города с международными аэропортами, международные финансовые центры). Специальное внимание должно быть уделено развитию периферийных областей ЕС;
  • содействие различным стратегиям развития сельских районов, привязанных к их специфическим потенциалу и особенностям;
  • содействие сотрудничеству между городом и селом с целью укрепления функциональных регионов;
  • улучшение координации между политикой пространственного развития и транспортным и телекоммуникационным планированием;
  • содействие межнациональному и межрегиональному сотрудничеству в создании объединенных стратегий использования водных ресурсов, особенно в засушливых областях, областях наводнений, а также в прибрежных регионах.

 

Как должны применяться ESDP?

ESDP содержит конкретные рекомендации, какие виды политик могут быть переведены в действие Сообществом, отдельными государствами-членами, а также городами и регионами.

Это включает:

  • систематические и периодические обзоры пространственных воздействий политики Сообщества и создание схемы их дальнейшего развития;
  • учреждение постоянной Европейской сети обсерваторий пространственного планирования (ESPON), включающей научно-исследовательские институты государств-членов;
  • продолжение проектно-ориентированного межнационального сотрудничества в области пространственного развития в рамках программы Интеррег III;
  • совершенствование пограничного сотрудничества, особенно на внешних границах ЕС, и, кроме того, создание общих пространственных концепций, постоянная пограничная координация всех существенных планов и мер на местах, подготовка пограничного регионального планирования и, где необходимо, использование земельного планирования, и создание соответствующего юридического основания на национальном уровне;
  • создание таких условий, при которых цели политики ESDP будут учтены в национальном пространственном планировании, при специфическом понимании этого местными региональными властями и при учете европейских взаимосвязей и поправок;
  • укрепление обмена региональными показателями влияний и создание механизма донесения национальных норм до всех государств-членов;
  • рассмотрение концепций и проектов, нацеленных на устойчивое пространственное развитие в составлении с существующими региональными и местными Повестками дня-XXI.

 

Перспектива - куда мы идем?

Существующая версия документа ESDP уже принята во внимание в части перспектив будущего расширения Европейского Союза. ESDP, таким образом, создает возможности и структуру для близкого сотрудничества в области паневропейского пространственного развития между 15 государствами-членами ЕС, а также 26 странами Совета Европы.

Важным основанием для сотрудничества между Министрами, ответственными за пространственное планирование в ЕС и в других странах являются существующие программы сотрудничества в плане межнационального пространственного развития: программы Интеррег II C для Балтийского региона, и для Центральной Eвропы, Адриатики, Дуная и Юго-восточной Eвропы (CADSES). Регионы и города государств-членов ЕС, и Центрально- и Восточно-европейских стран уже работают над общими проектами, например, в целях развития сетей портов или новых концепций туризма.

Важно также, чтобы другие страны были включены в дальнейшее развитие ESDP.