Вы можете с доставкой заказать корпоративные подарки на 23 февраля в компании AMK Business
 

КОМИССИЯ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ

ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ДОКУМЕНТЫ СЕМАТ
Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента
Новости Комиссии
ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ
ДОКУМЕНТЫ
КОМИССИИ
Основные принципы пространственнго развития Приволжского федерального округа
Субсидиарность и пространственное развитие
Пространственное развитие и система управления градостроительной деятельностью
Пространственное развитие и транспортная политика округа
Институциональные основы инвестиционной деятельности
ДОКУМЕНТЫ
СЕМАТ
Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента
Перспективы европейского пространственного развития
 

Администратор сайта:
Евгений ЕПИШИН



ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

(СЕМАТ)

КОМИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
(СЕМАТ)

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

УСТОЙЧИВОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ЕВРОПЕЙСКОГО КОНТИНЕНТА

 

(Документ для Ганноверской Конференции)

 

 

Ганновер, 7-8 сентября 2000 г

 

Проект. Февраль 2000 г

 

 

Предыдущая версия: Страсбург, 11 октября 1999 г.

 

Приняты во внимание пожелания, полученные от делегаций, результаты Форума по устойчивому развитию, организованного Парламентской Ассамблеей и Конгрессом местных и региональных властей Европы 25-26 ноября 1999 г., результаты работы группы экспертов, готовящих Европейское ландшафтное соглашение.

 

 

 

Содержание

 

Предисловие

I. Вклад ⌠Руководящих принципов■ в выполнение политики социального единства Совета Европы

II. Политика пространственного развития в Европе: новые континентальные проблемы и перспективы  

III. Специфика роли частного сектора в пространственном развитии

IV. Принципы политики устойчивого планирования Европы

V. Пространственное развитие в масштабе европейских территориальных категорий

VI. Укрепление сотрудничества между государствами-членами Совета Европы и участия регионов, муниципалитетов и граждан

Перспектива

Примечания

 

 

 

 

Предисловие

 

 

(1)Истекшее десятилетие засвидетельствовало наличие решающих исторических шагов к интеграции Европы, из чего следуют новые задачи и приоритеты Совета Европы. В представленных ⌠Основополагающих принципах устойчивого пространственного развития Европейского континента■, министры, ответственные за пространственное планирование в государствах-членах СЕ вносят свой вклад в стратегию социального единения. ⌠Основополагающие принципы■ подчеркивают территориальное измерение прав человека и демократии. Их цель заключается в определении мер политики пространственного развития, с помощью которой люди во всех государствах-членах СЕ могут достигать приемлемого уровня жизни. Это является необходимым предварительным условием стабильности демократических структур в регионах Европы.

 

(2)⌠Основополагающие принципы■ базируются на положениях Европейской Хартии регионального/пространственного планирования (Торремолинская Хартия, 1983). (1) Хартия вводит принципы национальных и европейских политик, разработанные в целях совершенствования пространственной организации Европы для входивших в нее в то время 22 государств-членов СЕ, а также для решения проблем, выходящих за рамки границ отдельных государств.

 

(3)В данный момент Европейский континент, представленный СЕ включает, с небольшими исключениями, 41 государство≈аналогично северной части Азиатского континента. Впервые почти все европейские государства были объединены для поддержания прав человека и демократии; СЕ получил континентальное значение. ⌠Основополагающие принципы■ отражают намерение активного участия всех регионов в процессе Европейской интеграции и демократизации. В этом отношении, должно быть быстро ликвидировано различие между ⌠двумя Европами■, то есть между старыми и новыми государствами-членами ЕС, включая их регионы.

 

(4)Европейский континент отличается определенным разнообразием. Выполнение принципов устойчивого развития, имеющих силу на всей территории Европы, должно быть организовано одинаково на национальных, региональных и местных уровнях. ⌠Основополагающие принципы■ защищают субсидиарность и принципы взаимности как предпосылки демократии и также как средства сохранения ⌠единства в разнообразии■, завещанные Европе ее историей и географией.

 

(5)⌠Основополагающие принципы■ предлагают государствам-членам СЕ, включая их регионы и муниципалитеты, гибкую и стратегическую рамку действий по сотрудничеству. Кроме этого, они представляют видение или директиву устойчивого развития, адресованные различным политическим и социальным органам, работающим на различных уровнях в составе и вне правительств и администраций, которые своими действиями определяют наше будущее. Принятие подобных руководящих принципов основано на добровольном сотрудничестве. Они не являются юридически обязательными.

 

 

 

I. Вклад ⌠Основополагающих принципов■ в выполнение политики социального единства Совета Европы

 

(6)Европа возникла в 1989 году, после нескольких десятилетий политической разобщенности, в течение которых сильно различались не только экономические системы, но и все элементы организации общества. С тех пор демократическая Европа расширилась с 22-х до 41-го государства, таким образом, регион ЕС включает теперь 770 млн. жителей, представляющих почти 14 % от населения всего мира. С вхождением новых государств, экономические различия между государствами-членами СЕ увеличились. Валовый национальный продукт на душу населения (измеренный в соответствии с покупательной силой валют) составляет более 20 000 $ США в 14 старых государствах- членах, в то время как в 11 новых государствах-членах он ниже 5000 $ США. Рассмотренный в абсолютных сроках, ВНП Европы, который приближается к 9900 млрд. $ США (1995), выше валового национального продукта государств, принадлежащих Североамериканской свободной торговой зоне NAFTA (7900 млрд. $ США). Однако, выраженный относительно населения, он составляет 12 000 $ США, что существенно ниже уровня NAFTA (20 000 $ США). Он также выше уровня Меркосур (5000 $ США) Латиноамериканской свободной торговой зоны.

 

(7)В ответ на эти различия в социальных условиях, главы государств и правительств на второй Встрече на высшем уровне Совета Европы в Страсбурге в октябре 1997 г. провозгласили, что ⌠социальное согласие является одной из основных потребностей Большой Европы■(2). Они проинструктировали Комитет Министров ⌠определять социальную стратегию реагирования на вызовы в обществе■(3). Политика пространственного развития должна обеспечить существенный вклад в достижение этой цели, действующей в пользу устойчивого и сбалансированного развития всех европейских регионов. Это также должно внести определенный вклад в укрепление демократических структур в Совете европейских регионов и в развитие международной конкурентоспособности Европы.

 

(8)⌠Основополагающие принципы■ учитывают, в связи с концепцией ⌠устойчивости, потребности всех жителей регионов Европы, без ущерба для фундаментальных прав будущих поколений. Они стремятся, в частности, при согласовании экономических и социальных требований, быть адекватными территориям с их экологическими и культурными функциями и содействовать, таким образом, их долгосрочному, крупномасштабному и сбалансированному пространственному развитию. Выполнение ⌠Основополагающих принципов■ требует тесного сотрудничества между пространственным планированием и секторными политиками, которые влияют на пространственные структуры в Европе (политика пространственного развития). ⌠Основополагающие принципы■ также принимают во внимание интернациональное сотрудничество на мировом уровне в контексте деятельности Комиссии по пространственному развитию ЕС.

 

(9)⌠Основополагающие принципы■ учитывают заключения разнообразных документов Совета Европы. Это Европейская предварительная конвенция по трансграничному сотрудничеству между местными сообществами и властями(4), Торримолинская Хартия, аналитические документы Стратегии европейского регионального планирования(5), Европейская Хартия местного самоуправления(6), а также Проект Хартии регионального самоуправления(7). В ⌠Основополагающих принципах■ принимаются во внимание ⌠Перспективы европейского пространственного развития■ ЕС (ESDP)(8), Балтийская Повестка дня-21(9), и существующие региональные стратегии развития отдельных областей Европы, такие как ⌠Видение и Стратегии вокруг Балтийского моря■ (VASAB(10); сотрудничество между 11 странами), ⌠Структурная схема Бенилюкса■(11) (3 страны) и ⌠Стратегия объединенного пространственного развития Центральной, Адриатической и Дунайской Европы■ (VISION PLANET(12); 12 стран).

 

 

II. Политика пространственного развития в Европе: новые континентальные проблемы и перспективы

 

(10)Осознание континентального измерения Европы открывает новые перспективы для политики пространственного планирования и, вместе с тем, ставит перед ней новые проблемы. В мире, подчиненном к росту глобализации, Европейский континент должен поддерживать и усиливать свое экономическое преимущество. Определенный потенциал Европейского континента, который должен использоваться более эффективно, формируется в диапазоне составляющих Европу ландшафтов и культур, в результате развития взаимной поддержки и сотрудничества в различных регионах континента и возрастающей интеграции между Западной и Восточной, а также между Южной и Северной Европой.

 

1. Межконтинентальные отношения как стратегические элементы Европейского пространственного планирования

(11) Уникальность географического положения Европы определяется ненарушенной связью с Азией и почти 100 000 километровой береговой линией. Эта ситуация делает необходимым использование потенциала, определяемого сухопутными связями с Ближним и Дальним Востоком, и рассмотрение морского и океанического аспектов в развитии.

 

(12) Поскольку Азия является наиболее населенным континентом мира, а темпы ее экономического роста при неравномерном распределении их центров достаточно высоки, следует оптимально использовать потенциал сухопутного пути между восточными участниками СЕ (особенно Российской Федерации, приграничной Черному морю и Греции) и Ближним и Дальний Востоком. Это необходимо делать, в частности, через развитие торговых коридоров. Таким образом, восточная периферия Европы может стать центром организации сотрудничества и торговли между Европой и Азией. В этом контексте особое значение получает организация и развитие энергетических и транспортных сетей.

 

(13)Возрастает значение торговых потоков между Европой и новыми экономическими блоками, наподобие Меркосур, NAFTA и ASEAN в контексте экономической глобализации. Океаны рассматриваются в качестве важного ресурса будущих морских транспортировок, становящихся все более и более конкурентоспособными. Много прибрежных регионов и островов должны извлечь пользу из нового стимула, предлагаемого современной морской экономикой, развитие которой немыслимо без действий, включающих новые морские технологии, эксплуатацию морских ресурсов и успешный международный туризм. Предпосылкой этому служит наличие в прибрежных областях континента динамических портов с эффективными связями с внутренними районами.

 

(14)Близость Европы к Северной Африке и быстрый прирост населения на южном побережье Средиземноморья≈веские причины для укрепления сотрудничества и развития торгово-транспортных связей. В связи с этим должны быть приложены большие усилия к правильному использованию потенциалов Средиземноморского бассейна пространственно сбалансированным способом, в частности в областях экономики, туризма и развития природного и культурного наследия.

 

(15)Европа, кроме этого, сохраняет ведущее в мире положение в сфере международного туризма: в 1992 г ее посетили 290 млн. гостей и, согласно имеющимся прогнозам, до 2020 г. их число удвоится. При всех возможностях и рисках, международная инфраструктура туризма является, поэтому, стратегическим элементом пространственного развития Европы. Развитие туризма сосредоточивается в наиболее привлекательных, но одновременно и в большинстве своем загрязняемых и культурно уязвимых областях Европы. Это особенно актуально применительно к прибрежным областям, прежде всего в Средиземноморье, островам, некоторым долинам, Альпам и другим горным цепям, а также ко многим природным областям, историческим городам и другим культурно- историческим объектам.

 

2. Разнообразие культур

(16)Европа отличается многообразием культур, с их региональными, национальными и международными спецификами, где 60 разных языков общения являются лишь одним из показателей этого многообразия. Культурные различия проявляются по-разному в языках, музыке, живописи, архитектуре и т. д., также как в экономике, строительстве, досуге и передвижении. Данные культуры формируются в значительной степени различиями ландшафтов, городов и способов расселения как это сложилось в наследии Европы. Такое разнообразие представляет неоценимый потенциал для устойчивого пространственного развития. Современные формы социального, экономического и технического развития не должны нивелировать разные культурные идентичности. Гранадская Конвенция сохранения европейского архитектурного наследия (СЕ, 1985), Лавалетская Конвенция защиты археологического наследия (СЕ, 1992), Флорентийская Хартия защиты исторических парков и садов (ICOMOS-IFLA, 1981) составляют важные принципы по сохранению и развитию культурного наследия в контексте устойчивого пространственного развития.

 

3. Крупные Европейские регионы как основа взаимопомощи и сотрудничества

(17) Одним из следствий европейской интеграции стало образование больших регионов, простирающихся за пределы отдельных государств. В их число входит Европейский Союз, для которого Перспективы европейского пространственного развития (ESDP) определяют принципы пространственного развития и цели сотрудничества. Внутри ЕС существует, в свою очередь, ряд областей международного сотрудничества, таких как Альпы и регион Северного моря. В течение нескольких лет эти области были центрами такого сотрудничества, выдавая стремление к укреплению сбалансированного регионального развития. За пределами Евросоюза полностью или частично обозначились другие регионы межнационального сотрудничества, как, например, в регионах Балтийского моря, в Юго-восточной Eвропе, Дунайском и североевропейском Баренц-регионе.

 

(18)В контексте экономической интеграции и глобализации, стимулы экономического роста ведут также и к отрицательным воздействиям, в частности, на состояние окружающей среды и социальное единство. Риск существует, в особенности, в отношении новых государств-членов, в которых имеет место изоляция развивающихся территорий от столичных областей, что влечет за собой отлучение от процессов роста других территорий в пределах СЕ со своими городами и сельскими районами. Европа обладает потенциалом для реализации модели полицентричного развития, с множеством существенных областей роста, включая периферии, организованные как городские сети, которые могут создавать стимулы и необходимые внешнеэкономические масштабы для привлечения инвестиций. Полицентрическое развитие вносит вклад также в понижение влияния на окружающую среду и социальную напряженность. Простое репродуцирование модели ⌠центр-периферия■ в Европе является разрушительным как для центра, так и для периферий и не соответствует модели урегулирования исторического развития континента. Интеграция областей урегулирования в пределах больших регионов Европы необходима для стимулирования новых процессов роста в отдаленных частях Европы, что может способствовать долгосрочному укреплению городской структуры и конкурентоспособности.

 

(19)Относительно столичных областей и городов-ворот, через которые осуществляется коммуникация и торговля с иными континентальными потоками (например, городами с портами, аэропортами, торговыми ярмарками, культурными центрами), отмечается начало развития модели полицентрического обще-континентального роста. Такие города-ворота развивались в прошлом в западных и восточных прибрежных районах Европы, благодаря развитию городов-ворот восточноевропейской периферии в наше время появились новые транспортные и энергетические коридоры в Азию.

 

(20)Трансевропейская транспортная сеть Европейского Союза, Паневропейские Коридоры и Области и сеть ТINA в странах-партнерах (основу составляют паневропейские коридоры) вместе обеспечивают каркас транспортной инфраструктуры Европы. Их приоритетом является связывание крупных столичных областей. Карта ⌠Паневропейской транспортной сети■ указывает приоритеты транспортной политики Европы, как это представлено решениями ЕС, в результате трех Паневропейских Конференций министров транспорта и работы группы, отвечающей за определение инфраструктурных потребностей в странах партнерах-⌠Оценка транспортных инфраструктурных потребностей■ (TINA). Представление Паневропейской транспортной сети, однако, есть лишь начальная точка создания настоящей Паневропейской транспортной политики, которая все более необходима при неблагоприятном уровне перегрузки движения, необходимости модернизации железнодорожных сетей во многих европейских регионах, утилизации экологического давления и продуктов водного сообщения, каботажного судоходства и морских маршрутов.

 

(21)В этом отношении, рост торговли между областями, которые являются географически отдаленными друг от друга, делает использование этих организации необходимым для развития транспортных систем. Когда наличествует выбор, альтернативные маршруты, особенно в соединении с используемыми в настоящее время формами транспортировки, могли бы оказаться конкурентоспособными на больших расстояниях.

 

4. Интеграция между старыми и новыми государствами-членами Совета Европы

(22)Экономическая интеграция между старыми и новыми государствами-членами СЕ значительно прогрессирует. Несмотря на уже достигнутое существенное продвижение в сближении, на пути к социальному единству в Европе все еще остаются немаловажные проблемы, происходящие, главным образом, из большого несоответствия в жизненном уровне между Восточной и Западной Европой (см. карту Социальное единство в Европе). Основные усилия должны быть приложены к улучшению инфраструктур, развитию границ, сельских и отсталых областей, и укреплению малых и средних городов. Политика должна быть направлена на рост, основанный на более тесной интеграции региональных и транспортных программ, на расширение сотрудничества с частным сектором, а также принимать во внимание рекомендации по защите окружающей среды для предотвращения негативных влияний. Развитие новых технологий связи также должно учитываться в деле интеграции старых и новых членов СЕ через увеличение обмена информацией и ноу-хау.

 

 

III. Специфика роли частного сектора в пространственном развитии

 

(23)Частные инвестиции≈одна из движущих сил общества и, следовательно, пространственного развития. В соответствии с целями, предусмотренными перспективами развития и планированием безопасности, одна из главных задач политики пространственного развития заключается в обеспечении частных инвесторов. Кроме того, политика пространственного развития должна, вместе с соответствующими секторными программами, вносить вклад в увеличение привлекательности муниципалитетов и регионов для частных инвестиции на региональном и местном уровнях при совместимости с общественными интересами.

 

(24)Частное финансирование крупных проектов уже на ранней стадии должно быть согласовано с перспективами развития конкретного региона. Таким образом, большие проекты типа скоростных железных дорог вместе с их узловыми точками, разгрузочными центрами, аэропортами, конгресс- и конференц-центрами и т.д., когда они основаны на соответствующем долгосрочном пространственном планировании, могут сообщать динамизм экономическому развитию на окружающих территориях и вносить вклад в пространственно сбалансированное развитие. Соответствующие административные власти должны гарантировать, что множественные эффекты крупных проектов развития приносят пользу городам и муниципалитетам в окружающих областях. Политика пространственного развития призвана, таким образом, помогать уменьшению разрушительной конкуренции между местными властями, что, в свою очередь, определяет положительные эффекты для инвестиционного климата.

 

(25)Должна быть увеличена привлекательность многих европейских регионов для иностранных инвестиций. Тенденции прошлого десятилетия показывают, что иностранные инвестиции были неравноценно распределены по Европейскому континенту. В период 1994-96 гг., они были семь раз больше для старых членов ЕС, чем для новых, имеющих существенные инвестиционные потребности для модернизации своих пространственных структур и структур поселения.

 

(26)В связи с недостатком общественных финансов, доступных для покрытия потребностей общества, особенно относительно технической, социальной инфраструктур и услуг связи, необходимы частные инвестиции, способные внести большой вклад в достижение в будущем целей местного и регионального развития. Необходимо оказывать общественную поддержку частным партнерствам, которые развиваются в сферах, прежде ограниченных общественным сектором. Это в частности, различные элементы инфраструктуры и сферы обслуживания (транспорт, телекоммуникации, водное сообщение, здоровье, образование и т.д.),≈и уровень местного развития. В дополнение к частному капиталу, также должен более интенсивно использоваться опыт частного сектора в области руководства проектами. Общественно- частные партнерства должны рассматриваться во всех европейских регионах как дополнение к общественному сервису, что должно способствовать совершенствованию выполнения существенных здесь функций.

 

(27)Один из ключей к успеху общественно-частных партнерств≈эффективная административная структура не только на национальном, но также и на региональном и местном уровнях. Должны быть сформированы структуры, управляющие и публичными и частными интересами, и осуществляющие соответствующий надзор за выполнением проектов. В связи с этим должны быть четко установлены договорные правила.

 

(28)В контексте регионально сбалансированного и устойчивого развития, жилищный сектор занимает особое место, в силу своей социальной функции, количественных показателей и многоаспектного влияния на экономику и рабочие места. Экономический рост и демографическое развитие во многом определяются изменением спроса на жилье в количественном, качественном и временном отношении.

(29)Строительство нового жилья, наряду с восстановлением и модернизацией существующего, является одним из самых сильных инвестиционных факторов в экономике, и в значительной степени финансируется частным сектором. Содействие арендному строительству жилья и развитию домашней собственности стимулирует мобилизацию частного капитала, в несколько раз превышающую количество субсидий. Содействие жилищному строительству является важным не только в аспекте расселения и местной политики, но также и в аспекте политики собственности. Последний аспект становится все более и более важным относительно результатов демографических изменений в связи финансовыми интересами людей старших возрастов.

 

 

IV. Принципы политики устойчивого планирования Европы

 

(30)Формулировка политики устойчивого пространственного развития для территории Совета Европы должна быть основана на следующих принципах сбалансированного жизнеспособного развития:

 

1. Продвижение территориального единства через сбалансированное социальное и экономическое развитие областей и улучшения конкурентоспособности

(31)Уместные с точки зрения пространственного развития решения и инвестиции должны базироваться на модели полицентричного развития Европы, ее национальных и региональных уровней. Это означает, что для привлечения экономических инвестиций должны быть усилены привлекательность столиц Европы и городов-ворот, а также структурно-слабые области. Это особенно важно в случае старых индустриальных территорий и сельских районов. В этом отношении, региональные и местные власти должны быть способны активно осуществить политику пространственного развития. Предпосылки пространственного существования демократически легитимированы территориальными властями, высоким стандартом административной практики и прикладной политики, а также причастностью граждан и социальных групп к планированию пространственного развития.

 

2. Перспективное развитие, производимое урбанистическими средствами и улучшение отношений между городом и селом

(32)Должны развиваться городские системы, включая малые и средние города, и города сельских районов, в том числе в целях облегчения доступа к ним жителей страны. Создание и укрепление городских сетей увеличивают взаимозависимость этих городов и создают связи, способствуют их специализации, экономическому росту, а также несут выгоды через экономическое соревнование и поиск выходов из проблем.

 

(33)Сельско-городские партнерства играют все большую роль, в особенности, в сферах развития сетей общественного транспорта, поддержания жизни и разнообразия экономики сельских районов, увеличении производительности инфраструктур, развитии рекреационных областей для городских жителей, защиты и использования природного и культурного наследия. Условия эффективности отношений ⌠город√село■≈основа сотрудничества на основании равенства между местными властями.

3. Продвижение равных условий пространственной доступности

(34)Паневропейская транспортная сеть должна быть создана в минимальные сроки как предпосылка для обеспечения хорошей доступности в любой точке Европы. Соглашения по формированию сетей, заключенные ранее, вероятно, необходимо пересмотреть и дополнить с точки зрения пространственного развития.

 

(35)В целях достижения более сбалансированного развития на местах должны быть улучшены связи между малыми и средними городами, а также сельскими районами, главными центрами и транспортными коммуникациями, такими как железные дороги, автострады, порты, аэропорты или центры интерсвязи. Региональная достижимость должна также быть увеличена через устранение внутрирегиональных потерь связи. При рассмотрении роста потоков движения являются необходимыми объединительные стратегии, учитывающие на равном основании различные способы транспортировки и требования пространственного планирования. Уменьшение загрязнения окружающей среды железными дорогами, речным и морским водным транспортом оказывается в зоне особого внимания.

 

4. Улучшение доступа к информации и знаниям

(36)Появление информационного общества является в настоящее время самым важным феноменом изменения социума и его территориальной структуры. Специальное внимание должно быть уделено всем регионам в целях получения заключений о том, что доступ к информации не нарушен физическими и другими ограничениями. Следует совершенствовать телекоммуникационные сети. Тарифы не должны быть запретительными. На государственном и региональном уровнях необходимо оказывать поддержку интерфейсам между производителями информации и потенциальными пользователями: технопарками, институтами передачи и исследования технологии в учебных центрах, учреждениями онлайновых региональных баз данных, обслуживающих сферы наподобие туризма, для развития внешних связей регионов с менее благоприятными условиями и их взаимосвязей с мировой экономикой.

 

5. Сокращение ущерба, причиняемого окружающей среде

(37)Комплексное пространственное планирование позволяет предвосхищать и предотвращать экологические проблемы, которые могут возникать по причине, например, недостаточной согласованности отраслевых программ или решений на местах. В этой связи особое внимание следует уделять наиболее безопасным приемам ведения сельского и лесного хозяйства, внедрению ⌠экологических■ транспортных систем, возрождению депрессивных городских территорий и восстановлению их среды обитания, а также среды районов, пострадавших от промышленного загрязнения.

 

6. Развитие и защита природных ресурсов и природного наследия

  (38)Следует охранять и приумножать природные ресурсы, которые не только поддерживают баланс экосистем, но и обеспечивают привлекательность регионов, повышают их рекреационную ценность и качество жизни. В рамках политики устойчивого пространственного планирования должны быть приняты во внимание Конвенция по сохранению европейской природы и естественных сред обитания (1979)(13), и Общеевропейская стратегия биологического и ландшафтного разнообразия(14).

 

 (39) Пространственным планированием должны быть поддержаны комплексные стратегии использования водных ресурсов(15), включающие, среди прочего, охрану рек и водосборных бассейнов, контроль над сельским хозяйством в части ирригации и использования удобрений, очистку загрязненной воды и т.д. Транспортировка воды к отдаленным областям должна рассматриваться в тех случаях, когда местные ресурсы недостаточны или не могут быть использованы, и запас воды ⌠на месте■ был истощен. Для защиты качества питьевой воды из подземных источников необходимо гарантировать, чтобы любому расширению сетей водоснабжения сопутствовали эквивалентный рост систем канализации и очистки стоков и развитие средств их обслуживания.

 

 (40)Пространственное планирование также заинтересовано в воссоздании экологических сетей. Специфическое внимание должно быть уделено уязвимым для загрязнения природным областям наподобие заболоченных земель, которые составляют часть таких сетей. Для достижения поставленных целей должны быть идентифицированы нуждающиеся в восстановлении различные экологические элементы, например полу-естественные районы, водные ресурсы, терапевтические климаты и индустриальные пустоши. Последовательное создание сети специальных областей сохранения в пределах Европейского Союза и стран-кандидатов, называемой Natura 2000(16), является одной из мер, способствующих этой цели. Совместно с работой Европейской Конференции министров окружающей среды (Окружающая среда для Европы), эти сети должны развиваться широком европейском масштабе.

 

7. Приумножение культурного наследия как фактор развития

(41)Увеличение местной и региональной привлекательности для инвесторов, туристов и населения становится важным вкладом в экономическое развитие и в укрепление региональной идентичности. Комплексное сохранение культурного достояния, определяемое как эволюционный метод, должно защищать достояние и обеспечивать его сохранность, одновременно удовлетворяя потребности современного общества. Многие страны имеют исторические памятники и сохраняют наследие различных школ искусства и моды, отраженных, например, в Маршруте Ренессанса, Маршрутах Реформации и Контр-реформации, Венецианском, Византийском, Оттоманском, Викингском маршрутах, маршрутах ⌠Арт-нуво■ и современного искусства. Предметом большой культурной программы может стать их выделение, и развитие подходов их сохранения, восстановления и использования. Таким же образом, ценное наследие, принадлежащее к европейской индустриальной и социальной истории, может быть включено в культурные маршруты и сохранено для будущих поколений. Под угрозой не только сохранение прошлого, но также и гармония и творческий потенциал в пространственных отношениях между современной архитектурой, городским дизайном и историческим наследием.

 

(42)Во многих государствах-членах СЕ, существуют объекты культурного и исторического наследия, которые в силу исторических событий, перемещений и изменений границ, принадлежат не одному, но нескольким народам и религиозным группам, некоторые из которых больше не проживают в данных регионах. Политика пространственного развития должна сохранять и уважать память каждой национальности и религиозной группы в развитии каждого из специфических аспектов культурного наследия.

 

8. Развитие энергетических ресурсов при поддержании безопасности

(43)Политика пространственного развития поощряет использование возобновляемых источников энергии как последовательных и природосообразных систем, завершающих создание общеевропейских энергетических и организации транспортировки нефти и газа из Каспийского региона и восточной России. Специальное внимание должно быть уделено развитию транспортировки нефти и газа в Европу из региона Каспийского моря и восточной части Российской Федерации.

 

(44)Ввиду высоких норм потребления энергии в экономиках некоторых стран, необходимо отдавать приоритет более эффективному использованию энергии и уже существующего оборудования. Следует увеличивать эффективность работы существующих тепловых электростанций в целях снижения загрязнения воздуха. Это также способствует уменьшению глобального потепления климата.

 

(45)Должна быть повышена безопасность старых атомных электростанций. Кроме того, на Европейском континенте находятся многочисленные атомные электростанции, окончание срока службы которых приходится на грядущие десятилетия. Районы, где они расположены, должны быть возвращены в прежнее состояние. Из этого следуют новые задачи политики пространственного развития.

 

9. Поддержка высококачественного, устойчивого туризма

(46)Политика пространственного развития стремится к использованию возможностей для развития туризма, в особенности в случаях неблагополучных территорий. Необходимо считать приоритетным развитие форм высококачественного и стабилизированного туризма. По большому счету, необходимо знание условий экосистем и численности посетителей, которую может поддерживать регион, а также новых инструментов контроля (оценки пространственной совместимости). Формы мягкого туризма, хорошо приспособленные к местным и региональным условиям, могут поддерживать регионы с большими возможностями развития в будущем.

 

10. Ограничение воздействий природных бедствий

(47)Природные бедствия, такие как землетрясения, ураганы, наводнения, лавины и т.д. причиняют в Европе каждый год значительный ущерб с серьезными последствиями для жизни и здоровья людей, для экономики, структур поселений и ландшафтов. В контексте политики пространственного развития должны быть приняты предупреждающие меры, направленные на ограничение размеров ущерба и создание менее уязвимых структур поселения. Это также должно включать определенные меры в сферах землепользования и строительства.

 

 

 

V. Пространственное развитие в масштабе европейских территориальных категорий

 

(48)В дополнение к принципам, связанным с политикой устойчивого пространственного развития, предложены более детальные меры пространственного развития европейских культурных ландшафтов, также как специальные меры к достижению сбалансированного и устойчивого развития в индивидуальных территориальных категориях Европы. Эти области характеризуются высокой степенью разнообразия и частично накладываются друг на друга. Участники должны решить, какие и с какими приоритетами меры необходимо использовать в политике пространственного развития.

 

  1. Культурные ландшафты

(49) Европу составляет множество культурных ландшафтов. Они являются существенной частью европейского наследия и ⌠свидетелями■ прошлых и настоящих отношений человека и окружающей среды. Изменения методов производства в сельском хозяйстве, лесоводстве, промышленности, градостроительстве, транспорте, инфраструктуре, туризме и рекреационных практиках ускоряют преобразование европейских культурных ландшафтов и могут также оборачиваться понижением их качества. Это делает исключительно важными не только проблемы полу-естественных ландшафтов, но и всех типов культурных ландшафтов, и в особенности тех из них, которые являются существенным компонентом городской окружающей среды.

 

(50) Политика пространственного развития может способствовать защите, управлению и развитию ландшафтов посредством соответствующих мер, в особенности через организацию тесных взаимодействий между различными отдельными программами относительно их территориальных воздействий. Соответствующие меры в сфере защиты ландшафта могут включать:

  • интеграцию развития ландшафтов в политику пространственного развития, также как в отдельные программы, в рамках тех связей с культурой, окружающей средой, сельским хозяйством, социальной и экономической политиками, которые производят прямые или косвенные влияния на развитие ландшафтов;
  • выделение ландшафтов, анализ их характеристик, экосистемных возможностей, проблем и изменений; выявление и использование определителей качества ландшафтов;
  • реализацию объединенной политики защиты, управления и развития ландшафтов;
  • рассмотрение развития ландшафтов в международных программах;
  • усиление международного, межнационального и межрегионального сотрудничества в области развития ландшафта, обмен опытом и вовлечение в научно-исследовательские исследования в специфических местных и региональных условиях;
  • укрепление понимания между людьми, частными организациями и территориальными властями относительно ценности ландшафтов, их экономического значения, их развития, сохранения и возможного усовершенствования;
  • интеграцию темы развития ландшафтов в программы обучения в различных дисциплинах; в междисциплинарные программы обучения(17).

 

  1. Городские территории

(51)Для достижения целей полицентричного развития европейской структуры поселения, в дополнение к мерам по укреплению экономического потенциала предложены дополнительные меры, ориентированные на достижение устойчивого развития в городах и центрах. Они включают:

  • развитие стратегий, адаптированных к местному контексту и ориентированных на управление эффектами экономического реструктурирования;
  • управление расширением пространств городов (городское расширение): ограничение тенденции субурбанизации с помощью разработки более компактных форм развития малых и средних городов, развитие использования местосберегающих методов строительства, развитие строительства вблизи транспортных магистралей, поддержка внутренней политики городских областей по подъему качества жизни в городе, включая сохранение существующих экосистем и создание новых ⌠зеленых■ районов и биотопных структур;
  • регенерация пустынных окрестностей и реализация объединенных действий социальных групп внутри городских структур, особенно в крупных центрах, где есть исключения в области социального развития;
  • точное управление городскими экосистемами, особенно в отношении открытых и ⌠зеленых■ площадок, воды, энергии и отходов;
  • развитие эффективных, и одновременно экологичных видов общественного транспорта. Это должно способствовать устойчивости передвижения.
  • создание органов планирования в составе местных властей отдельных городов и сообществ, для координации и выполнения соответствующих мер;
  • сохранение и приумножение культурного наследия
  • развитие городских сетей

 

(52) Перед лицом городов и центров новых государств-членов СЕ стоят особые проблемы, требующие решений: как, например, поддержать приватизацию жилья и обеспечить его наличие. Новые тенденции субурбанизации и сегрегации, происходящие из неудовлетворенного спроса владельцев собственности на площади, могут быть значительно скорректированы поддержкой строительства в агломерациях.

 

  1. Сельские территории

(53) Для достижения независимого развития сельской местности в соответствии с ее жилищными, экономическими, региональными и естественными функциями, в дополнение к принятым предложены следующие меры:

  • применение политики пространственного планирования в целях поддержания равновесия в разнообразии развития сельских областей (диверсификация возможностей трудоустройства, различия в сельскохозяйственном производстве, наличие лесов, туризма, мер по защите природы);
  • сохранение и усовершенствование эндогенных ресурсов в сельских районах в целях разностороннего развития экономической основы, мобилизации местного населения и вовлечения в экономику;
  • поощрение малых и средних городов выступать в качестве производителей услуг для своих сельских провинций и пунктов размещения малых и средних предприятий;
  • содействие территориальной доступности сельских районов, в частности малых и средних городов, а также больших деревень;
  • совершенствование условий жизни населения сельских районов и увеличение их привлекательности для всех групп населения, в частности молодого поколения и пенсионеров. Указанные меры требуют активной роли от сельскохозяйственных организаций и предприятий лесоводства в привлечении большего внимания к естественному и культурному наследию, устранении загрязнения окружающей среды и создании адекватной инфраструктуры и новых услуг, в особенности в сфере туризма;
  • улучшение поставок и маркетинга высококачественных сельскохозяйственных продуктов, продуктов лесоводства и ремесленных изделий сельской местности;
  • поощрение фермеров и лесоводов в приспособлении осуществляемой ими практики землепользования к местным условиям и содействии сохранению биологического разнообразия; в тех случаях, когда потребности сельского хозяйства вступают в противоречие с интересами охраны природы и сохранения характера ландшафта, может выплачиваться компенсация;
  • поощрение создания занятости, требующей высокой квалификации как часть процесса экономической диверсификации, выход в развитии занятости за пределы сельскохозяйственной отрасли через использование новых информационных и коммуникационных технологий.

 

 (54) Во многих странах СЕ большая часть населения все еще живет в сельской местности. Требуется эффективная политика развития села для предотвращения нежелательной миграции с этих территорий. Цель состоит в разностороннем развитии занятости на селе и создании новых сельско-городских партнерств. К этому добавляется внимание к обрабатывающим отраслям промышленности и другим источникам занятости, например туризму, который должен развиваться в частном секторе. Районы озер и архипелагов также сталкиваются с некоторыми проблемами и также нуждаются в кооперации и обмене опытом (18).

  1. Горные регионы

 (55) Горные области представляют исключительный потенциал для Европы и выполняют многочисленные экологические, экономические, социальные, культурные и сельскохозяйственные функции. Политика пространственного развития должна уделять специальное и пристальное внимание сохранению и развитию горных регионов. Парламентская Ассамблея и Конгресс местных и региональных властей Европы признают огромную важность горных регионов(19) в контексте стратегии социального единства.

 

(56) Различные меры пространственного развития городских и сельских районов имеют силу и для горных регионов. Политика интеграции горных регионов должна стать частью общеевропейской политики пространственного развития, которая должна повлечь за собой меры экономического и социального развития, защиты и управления природными ресурсами и развитие местных традиций и культур. Необходимо также принимать во внимание тот факт, что горные регионы, несмотря на их разнообразие, которое должно быть сохраняемо и продвигаемо, испытывают экономические, социальные и экологические проблемы вследствие специфических условий высоты, ландшафта и климата. Условия окружающей среды горных регионов представляют не только ограничения, но также и возможности для поселения, поэтому необходимо находить правильный баланс между экономическим и социальным развитием и защитой окружающей среды. Политика пространственного развития горных регионов должна также принимать во внимание пограничный характер некоторых областей и потребности осуществлять последовательную политику с обеих сторон границы. Зальцбургское Соглашение 1991 г. по защите Альп и Стратегия общеевропейского биологического и ландшафтного разнообразия содержат важные принципы для политики пространственного развития в горных регионах.

(57) Пространственное планирование, как координирующая деятельность, должно оказывать выгодное влияние на определенные состояния горных регионов в рамках различных отдельных программ, включая:

  • экономические политики, которые должны развивать разнообразное и многоцелевое трудоустройство, ремесла и SME, а также сотрудничество между малыми предприятиями;
  • развитие и усиление маркетинг сельского хозяйства и лесоводства за счет программ выпуска изделий высокого качества. Должны поддерживаться способствующие защите и развитию окружающей среды инициативы управления сельским хозяйством и лесоводством. Поощряются защита, развитие и устойчивое использование лесных угодий;
  • создание и поддержку инициатив, способствующих развитию качества туризма, небезразличного к естественным, экономическим, условиям социального наследия и культурных сред горных регионов;
  • поддержка инициатив содействия развитию качественного туризма, уважению национальных, экономических, социальных и культурных особенностей горных регионов;
  • условия публичного сервиса без дискриминации горных регионов по сравнению с другими территориями;
  • содействие развитию железнодорожного транспорта, в частности международных и межрегиональных перевозок;
  • защиту, управление и поддержку почв, воды и воздуха, ландшафтов и заброшенных территорий, сохранение фауны, флоры и их обитателей;
  • обслуживание и содействие идентичности населения горных районов, разнообразию и обогащению их культурного наследия.

 

  1. Прибрежные и островные области

(58) Прибрежные районы в Европе≈не только уникальные зоны природного наследия, но также и важные центры хозяйственной и торговой деятельности, площадки размещения промышленных и энергетических объектов, обрабатывающей промышленности, база для эксплуатации морских и подводных ресурсов, а также особо привлекательные места для туризма.

 

(59) Такой диапазон явлений в прибрежных районах может катализировать конфликты, поэтому для них необходима объединяющая и устойчивая политика пространственного развития, охватывающая не только прибрежную полосу, но также и внутренние территории таких регионов. Объединенное управление прибрежными областями ориентированно на взаимодействие между экономической активностью и социальными, средовыми практиками при пользовании природными ресурсами на прибрежных территориях и, следовательно, содействует процессу принятия решений по налогообложению инвестиций. Особенно важным в этом отношении является международное и межнациональное морское сотрудничество.

 

(60) Большинство островных регионов, в силу ограниченности ресурсов и доступа, сталкивается с дополнительными проблемами. Существует тесная связь между устойчивым развитием островных регионов и стратегиями их интеграции в интернациональные и европейские рынки, также как защитой местного своеобразия и удержанием баланса между экономическими влияниями, социальной справедливостью и защитой окружающей среды. Особенно важны следующие политические аспекты:

  • диверсификация занятости через использование эндогенных ресурсов и развитие сервиса, в особенности на островах, зависимых от туризма. Уделение в этом контексте специального внимания формам постоянной работы;
  • усовершенствование качества среды как стратегического элемента местного и регионального своеобразия, а также основы интернациональной конкуренции. В этом контексте внимание необходимо уделить промышленной активности прибрежных областей и связанным с этим экологическим влияниям трансграничного характера, в частности в Средиземноморье;
  • развитие инновационных систем в области использования водных, энергетических и производственных ресурсов, принимая во внимание нехватку местных ресурсов так же как экологическую уязвимость;
  • развитие транспортных связей островов с материком и другими островами.

 

  1. Еврокоридоры
  2. (61) Особую важность имеют импульсы, приданные местным и региональным экономикам инвестициями в транспортные Еврокоридоры (⌠региональные стимулы■). С точки зрения пространственного планирования, это не должно рассматриваться исключительно в качестве элемента верхнего уровня транспортной инфраструктуры. Также должно учитываться их взаимодействие с городской инфраструктурой, региональными транспортными сетями и организацией защиты окружающей среды. Следовательно, главные транспортные проекты не должны начинаться без оценки их прямого и косвенного территориального воздействия. Должны осуществляться меры структурного планирования, для уменьшения любых отрицательных эффектов и развития положительных влияний на местном и региональном уровне. Такие меры включают пространственную и средовую оценку воздействия для разного рода планов, программ и проектов, координации региональной и центральной инфраструктур, крупномасштабных изменений ландшафта, работы по защите территорий или дорожных узлов, железнодорожных линий и судоходных водных путей в отдельном коридоре.

     

    (62) Для пространственного планирования специальное значение имеют главные транспортные узлы, например, развязки автострад, крупные станции, аэропорты, грузовые центры или внутренние порты. Их воздействие простирается за пределы непосредственного окружения или одного конкретного региона. Еврокоридоры должны рассматриваться как нечто большее, чем просто транспортные коридоры. В будущем необходимым является рассмотрение вопросов взаимодействия транспорта и городской инфраструктуры с целью интеграции пространственного развития и транспортной политики. Существенные дополнительные выгоды в социальной, экологической и экономической сферах несет внимание к планам воздействия Еврокоридоров на пространственное развитие, то есть на городское, экономическое развитие и географические модели расселения.

     

  3. Речные поймы и заливные луга

(63) Речные поймы и заливные луга представляют специфические проблемы пространственного планирования, поскольку они сконцентрированы на относительно узких полосах земли. Они характеризуются наличием полезных и высокоценных природных богатств (водные ресурсы, заболоченные земли с богатыми и сложными экосистемами и высококачественными ландшафтами), и наличием продуктов интенсивной и разнообразной человеческой активности: индустриальных заводов и городов, транспортной инфраструктуры и маршрутов, энергетической системы, включая гидро- и атомные электростанции, карьерные разработки песка и гравия, регулирование водных курсов, дренажа, средства труда и досуга. Это также часто культурные ландшафты, формировавшиеся в ходе столетий и обладающие высоким экономическим и экологическим потенциалами. Работа политики пространственного развития по сокращению периодических наводнений, которые воздействует на множество европейских речных систем, пока еще слабо развивается. Внимание должно быть также уделено территориям речного дренажа. Таким образом может быть уменьшен экономический ущерб.

 

(64) Ожидаемые конфликты между различными функциями речных пойм разрешаются объединенной политикой пространственного развития. Следующие элементы наиболее важны:

  • защита особенно уязвимых экосистем;

  • более устойчивое использование водных систем в плане дренажа, специальное внимание к количеству воды, что соотносится проблемами водозадержания, инфильтрации и плотности грунта русел основных рек и их притоков;
  • интеграция систем водопользования в пространственное планирование на различных уровнях;
  • предотвращение наводнений посредством трансграничного и международного сотрудничества в деле объединенного и устойчивого развития речных бассейнов;
  • ограничение роста городов в экологически ценных и потенциально затопляемых районах;
  • разработка программ по защите ограниченного числа важнейших естественных или полу-естественных рек с выраженными природными компонентами, сохранившихся в Европе, и, в частности, в новых государствах-членах ЕС.

 

  1. Сокращение милитаризированных территорий

(65) Глобализация экономики ведет к быстрому устареванию многих индустриальных заводов в Европе и других местах и снижению ускорения развития на милитаризированных территориях. Развитие стратегии безопасности и сокращения военных сил сопровождается сокращением военных территорий на всем пространстве Европы. Задача политики пространственного развития состоит в реабилитации прежних индустриальных и военных территорий и сделать их доступными для других пользователей, а также в ограничении использования ими новых земель, которые являются уязвимыми с экологической точки зрения. Меры политики пространственного развития в отношении урбанизированных районов также должны способствовать созданию привлекательных условий для инвесторов. Здесь должны применяться меры пространственного развития для городских территорий. Должно продвигаться экономическое разнообразие, в особенности:

  • регенерация окружающей среды областей, поврежденных индустриальным загрязнением;
  • восстановления больших и малых городов в индустриальных районах, особенно в части, касающейся предоставления услуг, очистки загрязненных заброшенных промышленных площадей и улучшения качества городской среды;
  • переобучение и переквалификация безработных специалистов;
  • развитие технополисов и технологических центров в целях продвижения технологического совершенствования и создания новых видов бизнеса, использующих передовые технологии;
  • улучшение доступности информации и развитие информационных технологий и телекоммуникации;
  • организация межрегионального и межнационального сотрудничества в целях преодоления изоляции и развития новых инициатив и импульсов роста.

 

  1. Пограничные районы

(66) Трансграничное сотрудничество в области пространственного планирования было значительно развито в последние десятилетия между старыми государствами-членами Совета Европы благодаря действиям стран, регионов и местных властей. Трансграничное сотрудничество сегодня является особой проблемой для новых государств-членов, где границы на протяжении нескольких десятков лет оставались закрытыми, а приграничные районы маргинализировались. Развитие трансграничного сотрудничества≈необходимое предварительное условие экономического развития пограничных районов и их политического и социального единства, поскольку по обе стороны границ часто проживают одни и те же меньшинства. За последнее время на континенте было образовано около 140 Ееврорегионов, что является прецедентом в развитии трансграничной кооперации.

 

(67) Политика пространственного развития в пограничных районах и трансграничное сотрудничество включают объединяющее международное сближение в развитии форм трансграничных структурных схем и объединенных планов. Специальное внимание должно быть уделено:

  • развитию трансграничного транспорта и телекоммуникационных инфраструктур и услуг;
  • трансграничной охране и бережному использованию природных ресурсов (особенно в случае горных и прибрежных регионов, лесов и болот и т. д.);
  • международному измерению в продвижении общественных и частных услуг;
  • последовательному планированию трансграничных центров, городов и районов поселения этнических общин;
  • организации трансграничных зон-рынков занятости;
  • борьбе с последствиями загрязнения на международном уровне.

 

 

VI. Укрепление сотрудничества между государствами-членами Совета Европы и участия регионов, муниципалитетов и граждан

 

1. Формирование возможностей ориентированного на развитие пространственного планирования Европы

(68) Пространственное развитие≈политическая задача сотрудничества и участия. ⌠Основополагающие принципы■ есть основание для оценки уместности проектов и мер, важных для политики пространственного развития относительно одновременно нескольких государств. Наибольшие различия в структуре и мерах в контексте политики пространственного развития заключаются в междисциплинарной интеграции и кооперации между соответствующими властями. Их функция в создании рамок межнациональных, межрегиональных и межлокальных решений. Необходимо избегать противоречий и расширять сотрудничество. Долгосрочные и крупномасштабные перспективы планирования, переходящие национальные границы, должны обеспечиваться полномерным предварительным заключением, которое может служить структурой рекомендаций для индивидуальных проектов и мер. Это особенно важно в отношении новых государств-членов СЕ, в которых в настоящее время развитие часто основано на местных проектах, которые еще не объединены общей рамкой развития и не обеспечены поддержкой граждан и местных властей.

 

2. Развитие общеевропейских усилий сотрудничества на основе ⌠Основополагающих принципов■

(69) Различные европейские регионы уже обладают начальным опытом сотрудничества в области пространственного развития. Принятие ⌠Перспектив европейского пространственного развития■ (ESDP) было важным шагом, предпринятым государствами-членами ЕС ради будущего сотрудничества. Конференцией министров пространственного планирования (СЕМАТ) был рекомендован ряд мер, направленных на осуществление пространственного видения региона Балтийского моря (VASAB 2010). Проект VASAB 2010 Plus развивается от пространственного видения, базирующегося на опыте и новой информации, к программе действий по пространственному развитию региона. На этом пути выделяются программа Интеррег III В Инициатива Сообщества, расчитанная на период 2000-2006 г. и ряд флагманских проектов. Тесное сотрудничество в области пространственного планирования также начинается в Центральном, Адриатическом, Дунайском и Юго-восточном регионах Европы (CADSES). Группой экспертов представлен справочный документ в виде доклада ⌠Стратегии объединенного пространственного развития■ (VISION PLANET). В среднесрочный период все государства-члены СЕ, и в частности государства, приграничные Черному морю и государства Кавказа, также как другие регионы Российской Федерации, должны быть вовлечены в межнациональное и межрегиональное сотрудничество.

 

(70) Должно укрепляться сотрудничество в области пространственного планирования между международными организациями, в частности учреждениями СЕ и ЕС. На Встрече Министров ЕС, ответственных за пространственное развитие в Тампере (Финляндия, октябрь 1999 г.), государства - члены ЕС и Европейская Комиссия выдвинули предложение по усилению политического и технического сотрудничества с странами-кандидатами и с соседними государствами -не членами ЕС. Положительная реакция должна последовать по этому предложению от всех государств-членов Совета Европы.

 

(71) В соответствии с существующими органами кооперации в области пространственного развития, желательно следовать шаг за шагом в развитии будущих действий сотрудничества, опираясь на уже созданные структуры такого сотрудничества и используя их опыт. Территории транснационального сотрудничества были основаны в контексте программы Интеррег ЕС(20), включающей большинство членов СЕ. Отобранные проекты направлены не только на осуществление Перспектив европейского пространственного развития (ESDP), но и ⌠Основополагающих принципов■.

 

(72) Пространственное развитие в третьих странах ЕС поддерживает через программы PHARE, TACIS, MEDA, SAPARD и ISPA. ЕС намеревается представить соответствующие предложения по координации программы Интеррег с данными программами в целях содействия межнациональному, межрегиональному и международному сотрудничеству между регионами ЕС и третьими странами.

 

(73)Подготовка регионализированной и сопоставительной пространственной информации, в особенности в новых государствах-членах СЕ, является особенно важным в качестве первого шага межнационального и международного сотрудничества. Это помогает формировать основания для сравнительных пространственных исследований и контроля пространственных тенденций в государствах-членах СЕ. Пространственное наблюдение должно быть ориентированно не только на количественные индикаторы, но также и на качественную информацию, в особенности касающуюся эндогенных ресурсов и потенциала регионов. Подход должен быть настолько прагматическим, насколько это возможно, и должен обеспечиваться технической организацией и небольшой группой экспертов в каждом государстве-члене ЕС. Исследования тенденций должны проводиться каждый год по ограниченному числу тем, и сопровождаться сравнительным синтезом результатов. ECE и Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) уже выполнили важные работы, которые должны быть продолжены.

 

(74) Кроме того, проекты пространственного развития могут быть поддержаны международными финансовыми учреждениями: Мировым Банком, Советом Европейского Банка Развития, Европейским Банком Реконструкции и Развития и Европейским Инвестиционным Банком, которые должны быть более глубоко вовлечены в европейские действия по сотрудничеству в области пространственного развития.

 

  1. Горизонтальное сотрудничество

(75) При определении проектов пространственного развития, особенно важно налаживать горизонтальное сотрудничество с секторными программами, проводящими существенные географические воздействия (например, транспортные, сельскохозяйственные и природоохранные программы). Для лучшей оценки крупномасштабных воздействий секторных решений в различных государствах-членах может применяться процедура ⌠оценки пространственной совместимости■ крупных инфраструктурных проектов. Специальная задача горизонтальной кооперации состоит в трансграничной координации проектов развития государств- членов, включающей участие региональных и местных властей.

 

(76) Горизонтальное сотрудничество, однако, не ограничено отдельными политиками, связанными с сектором инфраструктуры. Это касается также экономической, финансовой и социальной политик в целом. При подготовке решения в данных сферах должны быть приняты во внимание различные пространственные условия и территориальные воздействия, ожидаемые от конкретных программ и мер.

 

  1. Вертикальное сотрудничество
  2. (77) Сотрудничество между различными административными уровнями имеет особую важность для политики европейского пространственного развития. Оно должно быть организовано таким способом, который позволяет местным и региональным властям приспособить свои решения планирования к мерам более высокого уровня, в то время как национальные власти, в свою очередь, приспосабливают свои решения к местному масштабу и проводимым на местах планам и проектам (принцип взаимности).

     

    (78) В то время как национальные власти сосредоточены главным образом на проблемах международного, национального и межрегионального планов, региональный уровень ответственен, в сотрудничестве с местными властями и населением, за обеспечение устойчивого и последовательного пространственного развития. Все уровни действуют совместно исходя из задач устойчивого пространственного развития.

     

    (79) Субсидиарность и принципы взаимности в политике пространственного развития могут работать только в том случае, если соответствующие установленные законом полномочия будут приданы региональному уровню. Региональные и местные власти несут, согласно Европейской Хартии местного самоуправления и Проекту Европейскй Хартии регионального самоуправления, специальную ответственность в отношении политики пространственного развития.

    (80) Правильное применение принципов субсидиарности и взаимности чрезвычайно важно для всех государств-членов Совета Европы. Хотя регионализация в прошлые десятилетиях дала существенный прогресс в большинстве старых государств-членов СЕ, новые государства-члены только еще начинают учреждать соответствующие региональные органы. Ввиду географической поляризации экономического развития и возрастающих региональных различий во многих новых государствах-членах, укрепление регионального уровня политической и административной системы актуально для более устойчивой и регионально сбалансированной формы регионального развития.

     

    (81) Необходимым является укрепление сотрудничества между регионами и городами старых и новых государств-членов Совета Европы, например, в форме региональных объединений. Новые государства-члены обладают хорошим опытом пространственного планирования и развития. Этот опыт, однако, еще ограничен в части использования рыночных эффектов от процессов пространственного развития, и проблем, выдвинутых транснациональным пространственным планированием и связанных с этим процедур координации. Обеспечение властей планирования Центральной и Восточной Европы ноу-хау и технической помощью должно быть систематическим и неотъемлимым в сотрудничестве между старыми и новыми государствами-членами. Приоритет в этой области отдается соответствующим программам обучения.

     

  3. Эффективное участие общества в процессе пространственного планирования

(82) Уже 1983 г. Европейская Хартия регионального/пространственного планирования привлекла внимание к потребности в активном участии граждан в процессе пространственного планирования. Прошедшие с тех пор годы подтвердили эту потребность. Также стало необходимым участие в местных, региональных и меж региональных проектах, вовлечение европейского общества и социально-экономических агентов, в частности, через неправительственные организации (NGO). Их причастность на ранних стадиях процесса вносит вклад в увеличение возможностей процесса планирования и избежание непроизводительных инвестиций. Социальное согласие является важным не только для успеха местных и региональных инициатив; оно также создает активную среду для внешних инвесторов и агентов. Причастность молодого поколения к процессу планирования открывает возможности реализации интересов граждан в долгосрочном планировании их родного региона и эффективного творческого участия. Указанное является предпосылкой принятия гражданами единой ⌠Европейской идеи■.

 

 

Перспектива

(82) Европейская пространственная интеграция≈результат продолжающегося процесса осуществления отдельных шагов, в котором необходимую роль играет сотрудничество государств-членов СЕ, их регионов и муниципалитетов. Как видение интегрированной Европы, ⌠Основополагающие принципы■ представляют собой документ политических рекомендаций по различным мерам пространственного развития и инициатив на Европейском континенте и, в особенности, в сфере межнационального и международного сотрудничества. Действия CEMAT по пространственному развитию в пределах СЕ, относительно привлечения внимания к территориальному измерению демократии и социального единства, являются существенной предпосылкой гармоничной интеграции Европы. Принятие ⌠Основополагающих принципов■ облегчит общеевропейское сотрудничество, стремящееся к регионально сбалансированному и устойчивому развитию в Европе.

 

 

 

Примечания (СЕ)

 

  1. Совет Европы, Европейская Конференция Министров, ответственных за региональное планирование (CEMAT): ⌠Европейская Хартия регионального / пространственного планирования■ (Council of Europe, European Conference of Ministers responsible for Regional Planning (CEMAT): ⌠European Charter for Regional/Spatial Planning■), принят 20 мая 1983 г., Торремолинос, Испания.
  2.  

  3. Встреча на высшем уровне глав государств и правительств стран-членов Совета Европы (Summit of Heads of State and Government of the Council of Europe's member states), Страсбург, 10-11 октября 1997 г., Заключительная Декларация.
  4.  

  5. То же: План действий.
  6.  

  7. Европейская предварительная конвенция по трансграничному сотрудничеству между местными сообществами и властями (European Outline Convention on Transfrontier Co-operation between Territorial Communities and Authorities), 21 мая 1980.
  8.  

  9. Стратегия европейского регионального планирования (European Regional Planning Strategy), принята на VI Конференции CEMAT, 1988 г., Лозанна. Страсбург, 1992 г.
  10.  

  11. Европейская Хартия местного самоуправления (European Charter of Local Self-Government), Страсбург, 15 октября 1985 г.
  12.  

  13. См. Конгресс местных и региональных властей Европы: Рекомендация 34 (1997) к Проекту Европейской Хартии регионального самоуправления (Congress of Local and Regional Authorities of Europe: Recommendation 34(1997) on the draft European Charter of Regional Self-Government) от 5 июня 1997 г.
  14.  

  15. ⌠Перспективы европейского пространственного развития■ (European Spatial Development Perspective ), принят на неофициальном Совете министров, ответственных за пространственное развитие, Постдам, Германия, май 1999 г.
  16.  

  17. ⌠Балтийская Повестка дня -21 для региона Балтийского моря " (Baltic Agenda 21 for the Baltic Sea Region) принят на 7-ой Конференции министров иностранных дел Совета Балтийского моря (7th Conference of Foreign Ministers of the Baltic Sea Council ) в Ниборд, Дания, июнь 1998 г.
  18.  

  19. ⌠Видение и стратегии вокруг Балтийского моря 2010≈К структуре пространственного развития в регионе Балтийского моря■. Третья Конференция министров, ответственных за пространственное развитие государств Балтийского моря (⌠Vision and strategies around the Baltic Sea 2010- Towards a framework for spatial development in the Baltic sea region■. Third Conference of Ministers responsible for spatial development of the Baltic Sea States), Таллин, декабрь 1994 г. ⌠От определения к действию■ Четвертая Конференция министров, ответственных за пространственное развитие государств Балтийского моря (⌠From Concept to Action■ Fourth Conference of Ministers responsible for spatial development of the Baltic Sea States), Стокгольм, октябрь 1996 г.
  20.  

  21. Deuxiиme Esquisse de Structure du Benelux; Bruxelles 1998.
  22.  

  23. ⌠Стратегии объединенного пространственного развития Центрального, Адриатического и Дунайского регионов■ (⌠Strategies for integrated Spatial Development of the Central European, Adriatic and Danubian Area■) принят на 4-ом Семинаре проектной группы (4th Seminar of the Project Panel), Вена, январь 2000 г.
  24.  

  25. ⌠Конвенция по сохранению европейской живой природы и естественных сред обитания■ (Convention on the conservation of European wildlife and natural habitats), Бернская Конвенция, 1979 г.
  26.  

  27. ⌠Паневропейская стратегия биологического и ландшафтного разнообразия■ (The Pan-European Biological and Landscape Diversity Strategy ), принят Конференцией Министров ⌠Окружающая среда Европы■ (Conference of Ministers ⌠Environment for Europe■), София, октябрь 1995 г.
  28.  

  29. Выполнение Резолюции ╧ 2 11-ого заседания CEMAT, Кипр, 1997 г.
  30.  

  31. ⌠Флора, фауна, среда обитания■. Директива Совета 92/43/ЕEC от 21 мая 1992 г. по сохранению естественных сред обитания и разновидностей живой природы. O.B. L206/7 22 июля 1992 г. (⌠Flora, fauna, habitats■ Directive 92/43/CEC of the Council 21.5.1992 on conservation of natural habitats and wildlife species. O.B. L206/7 of 22.7.1992).
  32.  

  33. Европейская ландшафтная конвенция, CM (2000) 98 версия 2, принята на 718 встрече заместителей министров, июль 2000 г. (European Landscape Convention, CM (2000) 98 revised 2, adopted by Committee of Ministers▓ Deputies at its 718th meeting on July 2000)
  34.  

  35. Решение относительно дальнейших процедур, связанных с Рекомендацией 1296 (1996 Парламентской Ассамблеи к ⌠Европейской Хартии сельских районов■ (European Charter for Rural Areas), будет принято после 12-ого CEMAT 7-8 сентября 2000 г.) в соответствии с решением Комитета представителей.
  36.  

  37. См. Рекомендацию 14 (1995) и 75 (2000) Конгресса местных и региональных властей Европы (Congress of Local and Regional Authorities of Europe ) и Рекомендацию 1274 (1995) Парламентской Ассамблеи, будет утверждено после 12 Сессии CEMAT согласно решению Комитета представителей от 1-2 июля 1999 г.
  38.  

  39. См. OFFICIAL JOURNAL OF THE EUROPEAN COMMUNITIES, 2000/C 143/08 от 23 мая 2000 г., С. 6-29